VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие оценочной деятельности как вида профессиональной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008312
Тема: Понятие оценочной деятельности как вида профессиональной деятельности
Содержание
7



СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ    

…………………………………………………………………..

6

1

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….



9

1.1

Понятие  и сущность оценочной деятельности……………………..

9

1.2

Правовые основы оценочной деятельности в РФ………………….

13

1.3

Требования, предъявляемые к оценщику при осуществлении им оценочной деятельности  ………………………………………………



20

1.4

Государственное регулирование и саморегулирование оценочной деятельности…………………………………………………………..



29

2

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………..





41

2.1

Договор оказание оценочных услуг как один из видов гражданско-правовых договоров: общая характеристика  ……………………..



41

2.2

Содержание договора на оказание оценочных услуг………………

45

2.3

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на оказание оценочных услуг ……



54

2.4

Современные проблемы нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации …………………



64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

…………………………………………………………….

73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

……………………….

79











ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В 2013 году отметили двадцатилетие развития оценочной деятельности в Российской Федерации. За этот период в РФ сложилось новое профессиональное сообщество оценщиков, включающее в себя более 17 тысяч членов, соединенных в 12 саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО).

Уникальный опыт России заключается в том, что полностью ощутив все прелести «сплошного государственного контроля» и поглотив, к сожалению, только «облегченные» и во многом изжившие себя представления о рынке и рыночной экономике и испытав в свою очередь и эти «прелести». Этот опыт позволяет осуществить принципиально новые, по сути – инновационные, изменения в системе экономических измерений. 

Именно поэтому институт независимой оценки стоимости имущества может стать одним из основных элементов этой новой архитектуры. Но, при этом методология оценки стоимости имущества и оценочная аксиоматика должны быть видоизменены и уточнены в соответствии с новыми задачами. 

Указанные обстоятельства, а также недостаточная научная проработанность данной темы, обуславливают актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является система общественных отношений, складывающаяся между оценщиками и потребителями их услуг (заказчиками) по поводу осуществления оценщиками профессиональной деятельности.

Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Цели и задачи. Актуальность темы, недостаточный уровень ее научной разработанности определили цели исследования, которые заключаются в выяснении природы отношений в сфере оценочной деятельности, теоретических и практических проблем правового регулирования указанной деятельности. Также, мы попытаемся внести ряд практических предложений по улучшению правового регулирования этих отношений на современном этапе развития оценки в России.

Для достижения указанных целей, а работе поставлены следующие задачи:

- определить понятие оценочной деятельности как вида профессиональной деятельности;

- исследовать источники правового регулирования оценочной деятельности, рассмотреть соотношение Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,  Федерального закона «О саморегулируемых организациях», Федеральных стандартов оценки и иных нормативных актов;

- изучить теоретические и практические аспекты договорных отношений, возникающих между участниками оценочной деятельности;

- рассмотреть практику применения законодательства, регулирующего оценочную деятельность;

- выявить тенденции развития законодательства об оценочной деятельности, разработать предложения по его совершенствованию.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании современного подхода к решению актуальных проблем, связанных с правовым регулированием оценочной деятельности, решение которых имеет важное значение для науки гражданского и предпринимательского права.

Научная новизна исследования. Вопросы, связанные с правовым регулированием оценочной деятельности, еще не стали предметом пристального внимания правоведов. На сегодня в Российской Федерации отсутствуют монографические исследования, посвященные изучению правового регулирования оценочной деятельности.  В данной работе раскрыты теоретические и практические проблемы правового регулирования отношений, возникающие при оценке имущества. 

В ходе исследования был выявлен ряд противоречий в законодательстве об оценочной деятельности, что позволило подготовить обоснованные предложения, направленные на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере отношений.

Методологические основы исследования составляют следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурного анализа.

Структуравыпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами с включенными в них параграфами, заключением и списком используемой литературы.


1ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности

		

Для исследования понятия оценочной деятельности требуется последовательно определиться по двум вопросам. Во-первых, необходимо уяснить научное понятие оценочной деятельности, а, во-вторых, рассмотреть какое содержание вкладывают в эту категорию правовые нормы.

Для определения понятия оценочная деятельность нужно определить возможные значения включенных в данное понятие терминов и ограничить их лишь необходимыми значениями.

В рамках данной работы особое значение приобретает термин «оценка», составляющая смысл оценочной деятельности. Этимологическое значение термина «оценка» связывается с глаголом «оценить».  «Оценить» означает «назначить чему-то цену, определить стоимость чего-то.

Категория оценка исследуется разными науками: философией, экономикой, юриспруденцией и др. Это обстоятельство указывает на то, что оценка разностороння и является общенаучной категорией. Но у каждой науки в соответствии с ее целями, предметом, методами изучения сложилось свое представление о категории оценки, поскольку «... смысл слов, которыми пользуются в технике каждой из этих наук, различен».

Исходя из этого, оценочная деятельность рассматривается в контексте установления суждения о стоимости объекта оценки.

В свою очередь, оценочная деятельность, как объект правового регулирования, представляется, с одной стороны, услугу оценщиков – независимых экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны – юридическим фактом, устанавливающим стоимость объекта оценки для определенных в договоре об оценке (или иного основания проведения оценки) цели (целях). И если широко определить понятие оценочной деятельности, то оценка представляет собой суждение кого-либо обладающего специальными знаниями об объекте окружающей действительности.

В рамках законодательства России под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные особенности оценочной деятельности:
1) оценочная деятельность является видом профессиональной деятельности;
2) оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные субъектами оценочной деятельности;

3) целью оценочной деятельности является определение рыночной или иной стоимости объектов оценки.

Следует отметить, что первая особенность оценочной деятельности была закреплена в тексте Закона только в редакции Федерального закона № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

 Сам термин «профессиональная деятельность» применяется законодателем в тексте многих правовых актов. Например, в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральном законе № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», Федеральном законе № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др. Однако ни в одном нормативном правовом акте не дается ни определение профессиональной деятельности, ни ее характерные особенности. Более того, данный термин употребляется в разном контексте в различных правовых актах, причем как в отношении физических, так и юридических лиц, а зачастую употребляется как синоним предпринимательской деятельности.

Оценочная деятельность, являясь одним из видов предпринимательской деятельности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка с соблюдением требований действующего законодательства.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит указание на несколько признаков оценочной деятельности, характеризующих ее как вид профессиональной деятельности:
- получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности (ст. 21 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»); - соблюдение правил деловой и профессиональной этики, установленных саморегулируемой организацией оценщиков (ст. 15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Профессиональную оценочную деятельность вправе осуществлять лица, относящиеся к категории субъектов оценочной деятельности.
Здесь же лишь упомянем, что под субъектом оценочной деятельности понимается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями Закона.

Следующей характерной особенностью оценочной деятельности является ее направленность на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях.

В Современном экономическом словаре понятие «стоимость» рассматривается как цена товара, либо через затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ, а согласно трудовой теории стоимости в качестве овеществленного в товаре труда меновой стоимости.

В соответствии с п. 5 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки.

Оценочная деятельность предполагает использование следующих видов стоимости объекта оценки: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость и кадастровая стоимость. Таким образом, осуществление оценочной деятельности связано с определением стоимости объекта. Особо выделяется понятие «рыночная стоимость».

Понятие «рыночная стоимость» дано в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Причем данное понятие больше ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации не раскрывается. И в этой связи на практике при разрешении вопросов определения рыночной стоимости, стоимости того или иного объекта и даже в случаях, не относящихся к оценочной деятельности, применяются по аналогии положения ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».



1.2 Правовые основы оценочной деятельности в РФ



Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. Законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ оценочная деятельность регулироваться не может.

Начало регулированию оценочной деятельности в России положил принятый 29 июля 1998 года Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», многократно подвергавшийся редакционным изменениям и действующий по настоящее время.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Он закрепляет общие нормы, регулирующие оценочную деятельность, с которыми должны быть согласованы касающиеся оценочной деятельности нормы отраслевого законодательства (гражданского законодательства, законодательства о приватизации, об исполнительном производстве, о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и т.д.).

Закон носит характер специального. Это означает, что если существуют противоречия между нормами общего и специального закона, то руководствоваться следует нормами последнего.

Нормы Закона детализируются в постановлениях Правительства России и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление надзора и нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и деятельности СРО.

В первой главе Закона дается определение понятия «оценочная деятельность», определяется субъектный состав отношений, объекты оценки, закреплено право Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, т.е. публичных образований, а также физических лиц и юридических лиц, т.е. частных и корпоративных лиц, на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки, установлена презумпция определения рыночной стоимости при оценке объектов, предусмотрены случаи обязательного проведения оценки.

Вторая глава Закона посвящена основаниям для проведения оценочной деятельности. Глава определяет обязательные требования к договору на проведение оценки, требования к содержанию отчета о проведении оценки, предусматривает возможность судебного оспаривания достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, устанавливает права и обязанности оценщика и лица, заключившего с ним договор, предусматривает независимость оценщика.

Третья глава посвящена регулированию оценочной деятельности. В ней установлен порядок регулирования оценочной деятельности, функции уполномоченных органов, порядок деятельности саморегулируемых организаций, их права и обязанности, определен порядок обеспечения имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности, предусмотрено обязательное страхование ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности. 

В четвертой главе приводятся заключительные положения Закона.

Следующим нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов оценочной деятельности, является  Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который был принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основная задача, которую призван решить Закон - путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности исключить государство из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

Стоит отметить, что действующее законодательство не рассматривает саморегулируемую организацию как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Учитывая положения ст. 2 и положения ч. 3 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Также, хотелось бы обратить внимание на стандарты, в соответствии с которыми осуществляется непосредственная деятельность оценщика по определению стоимости.

Для начала определимся с терминами. Что такое стандартизация? «Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг» (ст.2, 184-ФЗ). Оценку уверенно можно отнести к «услугам». Обращает на себя внимание, что во всех трех ФСО в ст.2 записано: «настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности». Т.е. ФСО нарушают основной принцип стандартизации – добровольности использования стандартов.

 К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты и  стандарты организаций.

Но даже та процедура рассмотрения и утверждения стандартов, которая предусмотрена ст.20 закона об оценочной деятельности в РФ, была нарушена в силу того, что кому-то очень захотелось получить новые «стандарты», причем как в старые добрые времена, к определенной дате. Едва ли кто-то сейчас рискнет утверждать, что принятые ФСО-1,2,3,4,5,6 разработаны Национальным советом, созданным СРО, «членами которой являются более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков». И сейчас трудно сказать какой орган принимал программу разработки стандартов, кто организовывал экспертизу «федеральных» стандартов. Можно лишь смело утверждать, что это был не Национальный совет по оценочной деятельности.

На сегодняшний день можно выделить три основных группы стандартов оценки: Международные стандарты оценки, такие как стандарты оценки IVS (InternationalValuationsStandards), Европейские стандарты оценки TEGOVA, стандарты оценки RICS (RoyalInstituteofCharteredSurveyors), получившие название «Красная книга» (TheRedBook, 6th edition, 2007). В России применение Международных стандартов оценки в силу своей необязательности является достаточно ограниченным; федеральные стандарты оценки, применение которых обязательно; стандарты и правила оценочной деятельности, которые должны разрабатываться и утверждаться каждым СРО. Разумеется, стандарты оценки СРО не должны противоречить федеральным стандартам оценки. Учитывая, что стандарты СРО при достаточно высоком уровне федеральных стандартов оценки фактически будут дублировать их, возникает сомнение в целесообразности такой «двойной стандартизации». Более логичным является разработка СРО правил, «кодекса» профессионального поведения оценщика - члена СРО. В настоящее время в Российской Федерации действуют разработанные и утвержденные  Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) шесть федеральных стандарта оценки, цель которых - определение некоего основного базиса для каждого оценщика. 

В Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256, описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости и затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки. Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, устанавливаются общие критерии определения стоимости и понятие цели оценки. В стандарте перечислены основные случаи использования результатов оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них. Федеральный стандарт «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 254, определяет требования к содержанию и оформлению отчета об оценке. В стандарте устанавливаются обязательные разделы отчета об оценке, а также требования к описанию в нем. 

ФСО № 4,5 и 6 устанавливают более специальные стандарты и требования.

 Анализ организационно-методической составляющей федеральных стандартов оценки без углубленного рассмотрения понятий, терминов и классификаций, представленных в стандартах, позволяет выявить ряд отрицательных моментов, а именно:

- «формализация» процедуры оценки. Стандарты содержат в основном нормоустанавливающие положения, а не рекомендательные и уточняющие, тогда как обязательные требования целесообразно закреплять не столько в стандартах оценки, сколько на уровне федерального законодательства;

- ориентация на конечный результат, а не на процесс;

- отсутствие рекомендаций по оценке различных видов объектов, таких как земли, бизнес, памятники культурного наследия, интеллектуальная собственность и т.д.  

Во многом наличие указанных негативных аспектов федеральных стандартов оценки обусловлено тем, что разработка осуществлялась органом государственной власти, этим объясняется и жесткий регламентирующий стиль стандартов, тогда как вполне логичным представляется разработку стандартов осуществлять практикующими профессионалами-специалистами в области оценки.

Таким образом, ФСО являются весьма противоречивыми документами, позволяющими свободную трактовку ключевых понятий, а также имеющими достаточно формальный характер. Изменение и доработка ФСО, равно как и принятие новых в дополнение к действующим, - задача ближайшего времени.



1.3 Требования, предъявляемые к оценщику при осуществлении им оценочной деятельности



 В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определился новый юридический статус оценщика. Согласно статье 4 этого Закона субъектом оценочной деятельности признается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность. В частности, указано, что оценщик, являясь субъектом оценочной деятельности, осуществляет профессиональную деятельность по установлению в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Причем оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует установленным статьей 15.1 указанного Закона требованиям.

Несмотря на принятые изменения, в настоящее время на территории Российской Федерации оценщики работают в основном как индивидуальные предприниматели либо по найму у юридического лица. Оценщиков, занимающихся частной практикой, единицы. Это и понятно, так как нормативные правовые акты таких исполнительных органов, как Федеральная служба по финансовым рынкам, указывает в качестве обязательного условия регистрацию оценщика как индивидуального предпринимателя либо представление сведений о его работе у юридических лиц. Иные условия, в частности работа как частного лица, не рассматриваются.

Надо сказать, что в целом это устраивает и оценщиков: меньшее налогообложение, больше прозрачности в работе с клиентами, иная имущественная ответственность. При этом четкого указания ни в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ни в других нормативных документах на возможность для оценщика осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя нет. Иначе говоря, в нормативных документах по этому вопросу имеется разночтение, что не облегчает выбор оценщика.

Согласно статье 21 ГК РФ вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству Российской Федерации полной дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно выступать под своим именем (ст. 19 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель может стать работодателем, вступая в трудовые отношения с другими физическими лицами - работниками по найму. При этом индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо.

В то же время принятые в Федеральный закон «О защите конкуренции» изменения ввели понятие «хозяйствующий субъект», под которым понимается следующее:

- коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

- индивидуальный предприниматель;

- иное физическое лицо, незарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Получается, что все-таки внесена ясность в статус оценщика (физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в силу членства в саморегулируемой организации) и ни о каком индивидуальном предпринимателе речь не идет. Это подтверждает и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 года № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости». Следует заметить, что это, пожалуй, единственный нормативный правовой акт Министерства экономического развития в области оценки, прошедший регистрацию в Министерстве юстиции. В нем, в частности, четко определены требования к исполнителю работ по оценке при описании его в отчете: «В случае если исполнителем работ является оценщик, осуществляющий оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, сведения о нем указываются в следующем составе:

- фамилия, имя и отчество;

- информация о членстве в саморегулируемой организации оценщиков (наименование саморегулируемой организации оценщиков, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков, дата регистрация в названном реестре);

- сведения о страховании гражданской ответственности и о договоре страхования за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, дата заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы);

- контактный телефон и (или) адрес электронной почты.

В случае если исполнителем работ является юридическое лицо, имеющее право на заключение договора на проведение оценки, сведения об исполнителе работ указываются в следующем составе:

- наименование, юридический адрес, место нахождения, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

- сведения об оценщиках, работающих на основании трудового договора с исполнителем работ и принимавших участие в работах по определению кадастровой стоимости в составе, предусмотренном в части второй настоящего пункта;

- сведения о договоре страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, дата заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы)».

Таким образом, круг замкнулся, индивидуальный предприниматель не рассматривается как потенциальный исполнитель, поскольку основное условие работы предпринимателя - это государственная регистрация, которая регламентируется Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и следовательно, если его рассматривать в качестве исполнителя работ по оценке, то следует указать государственный регистрационный номер записи в качестве индивидуального предпринимателя.

 Одной из тенденций современного российского законодательства является введение в юридический оборот категории «профессиональная деятельность». Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» данным Законом регулируются отношения, возникающие, в том числе, в связи с деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. При этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 2 Закона о СРО).

Из приведенных норм следует только один вывод, что субъект предпринимательской деятельности - это индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, а субъект профессиональной деятельности - физическое лицо.

В других нормативных правовых актах, использующих категорию «профессиональная деятельность», также не раскрывается это понятие. В настоящее время к категории профессиональной деятельности законодатель относит, например, оценочную деятельность (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»,; деятельность арбитражных управляющих, страховую деятельность,деятельность патентных поверенных.

Позиция Министерства экономического развития Российской Федерации определена в разъяснительном письме, в котором содержится список документов, подтверждающих права физических лиц на осуществление оценочной деятельности. Из этого документа ясно, что нельзя смешивать индивидуальных предпринимателей и субъектов профессиональной деятельности.

Видимо, пришло время переходить в новый статус, так как Федеральная антимонопольная служба все-таки будет жестко выполнять требования к порядку определения статуса хозяйствующих субъектов согласно внесенным в Закон изменениям, да и работа по кадастровой стоимости сулит большие доходы.

Итак, мы определились с тем, что субъектами оценочной деятельности (оценщиками) признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ. Соответственно, страхование ответственности является одним из условий для приобретения лицом статуса оценщика.

В соответствии со ст. 4 Закона № 135-ФЗ оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. Сказанное означает, в частности, что оценщик не вправе осуществлять свою деятельность в качестве работника индивидуального предпринимателя.

Работодателем для оценщиков может выступать только юридическое лицо, при этом в ст. 4 Закона № 135-ФЗ сказано, что такое лицо должно соответствовать условиям, установленным ст. 15.1 данного Закона. 

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 135-ФЗ юридическое лицо обязано представлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика. Понятно, что необходимо предъявлять договор страхования ответственности уже работающего в данной организации оценщика. Следовательно, данное положение не может являться условием для получения права приема оценщиков на работу, поскольку оно выполнимо только после приема оценщиков на работу.

Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков установлены ст. 24 Закона № 135-ФЗ. Лицо, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, указанным в данной норме, считается принятым в члены саморегулируемой организации оценщиков, и сведения о таком лице вносятся в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным ст. 24.7 Закона № 135-ФЗ, и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов.

Вопрос о возмещении причиненных в результате оценки убытков решается в соответствии со ст. 24.6 Закона № 135-ФЗ, которая предусматривает, что убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. При этом юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Данные положения не дают однозначных ответов на вопрос о соотношении ответственности оценщиков и юридических лиц, в которых оценщики рабо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%